ІІ. Голод

Этому террору способствовали многие годы голод. У многих католических семей забрали имущество, арестовали и депортировали в отдаленные регионы страны как “элементы, опасные для общества”. С 1930 по 1931 гг. из УССР было депортировано в Сибирь 381000 семьи (1800000человек), с каких 64000 представляли католики. Власть была особенно жестокой с манифестациями протеста крестьян против закрытия церквей или коллективизации, что попадали под угрозу жизнь их собственных детей. Вот что вспоминают свидетели: “В 30-х годах с нами случилось то, что и со всеми другими. Мой папа не ходил в колхоз, потому что говорил, что не хотел отдавать душу дияволу, и за это у нас забрали все, даже полкилограмма фасоли. Забрали все имущество и отнесли в колхоз”

голод

У людей не только забирали семьи, а и вносили раздор между родственниками и соседями, делали их врагами, позорили, одним словом, уничтожали единство. Вот воспоминание относительно этого: “Между нами искали врагов. Приезжали и силой приводили людей из одной улицы на другую, заходя в дома и забирая все. Однажды мой папа увидел, что военные направляются к нашему дому; мама перевязала ему голову и заставила лечь. Они зашли и обратились к маме: «Ліщинський больной?» Потом ей сказали следовать за ними, привели к соседям и приказали забрать в них корову. Мама ответила, что не будет этого делать, потому что боится. Тогда солдат приказал ей сделать более “легкое” дело: забрать зерно. Можете представить, что такие действия вызывали в душе человека? Только потому, что мама учила детей из той семьи готовить, они сохранили с ней хорошие отношения”

golod01

Все это происходило особенно интенсивно в период с ноября в 1932 г. по июнь в 1933 г. и представляло собой настоящую катастрофу. Более достоверные подсчеты говорят что около 7 миллионов жертв, особенно в Украине, Казахстане, на Северном Кавказе, а также в русских регионах, таких, как Повольжье. “Боль, страдание, потеря людей были такими, что ни одна книга не в состоянии это передать”.

Каждая семья страдала от голода и была вынуждена есть картофель, найденный на огороде или в поле, но уже гнилую, потому что была прошлогодней. Ее чистили, сушили и делали муку, которую использовали для выпечки коржей, конечно же, очень горьких. Такая еда вызывала изжогу, язву желудка и часто даже смерть, особенно среди детей. Кое-кто собирал в поле клевер и готовил ее. Когда отец возвращался из колхоза, вся семья садилась к столу. Ели жадно и поспешно, раздувался живот, но желудок был пустым. “Ребенок собирал цветы в траве и ел. Однажды она съела свежие лошадиные кизяки и вскоре умерла. Распространялись также страшные слухи, что в деревне Павловское родители ели своих детей. Этот рассказ поразил детей, которые сидели на крыльце. Много из них были вынуждены есть собак, котов и мертвых коней”

Д. Кваснюк из деревни Пидлисний Макарив: «Никто не приходил нас посещать и не заходил в дом, где пять детей умирали от голода. Двое умерло на наших глазах. Они оставили нас среди голых стен, благодарить Бога, хоть была крыша над головой. Мы имели несколько мешков мякины для коня, которую, к счастью, не забрали, потому что была спрятана; ее мы и ели. В декабре моя сестра заболела на менингит. Мой папа пошел к врачу, потому что хотел ее спасти, но у нас не было денег и никто не хотел ее лечить. 28 декабря девочка умерла. Папа пошел в колхоз попросить коней, чтобы отвезти гроб на кладбище в город, потому что у нас его не было. После похорон папа тяжело заболел и 16 мая того же года умер”

“Со всем этим голодным народом, который питается человеческой плотью, когда улицы покрыты сотнями и тысячами трупов, сейчас и только сейчас мы можем и должны конфисковать имущество Церкви со всей жестокой и безжалостной энергией. Только сейчас огромная часть крестьянской массы может нас поддержать, потому что будет в состоянии получить собе хлеб, продав сокровища монастырей. Без этих сокровищ невозможно выполнить в целом задание государства, в частности, реструктурировать экономику и защитить наши позиции. Следовательно, чем больше будет количество расстрелянных священников, тем лучше для нас. Мы должны немедленно проучить этих людей так, чтобы они на долгие годы не были в состоянии оказывать сопротивление” . (Сталин)

[i]A. WENGER, La persecuzione dei cattolici in Russia, gli uomini, i processi, lo sterminio. Dagli archivi del KGB, Milano 1999, с. 17.

[ii] Я. СНІГУРСЬКА, м. Городок, 31.08.1999, ст. 64, в П. ГОНЧАРУК, Духовне життя переслідуваних осіб на Поділлі у 1918-1990 роках в світлі зібраних свідоцтв.Магістерська праця написана на Богословському Факультеті Лятеранського Університету – Філіал в Городку під керівництвом о. мгр ліц. РишардаФедерчика, Городок 2001, с.30

[iii]Ж. ВІНЯРСЬКА, м. Городок, 15.02.2000, ст. 84,в П. ГОНЧАРУК, Духовнежиттяпереслідуванихосіб…, с. 31.

[iv]Zbiorys. TeresyWolskiejOSB, Glod 1933,Otwockб.д. сс. 6-7.

[v]Д. КВАСНЮК, с. Підлісний Мукарів, 26.12.2000, ст. 78, в П. ГОНЧАРУК, Духовнежиттяпереслідуванихосіб…, с. 31.

[vi]E. H. CARR, La rivoluzione bolscevica 1917-1923, Torino 1964, с. 214.