XIV. История и восстановление Тивривского монастиря и храма

istoria01История Тивривского храма связана с историей городка. Храм и малоизученные подземелья остались – единственные достопримечательности Тиврова в память о его прошлом.

Первые сведения о Тиврив относятся к 1505г. Именно тогда брацлавському землянину Федьке Дашкевичу было предоставлено большим князем литовским Александром привилегия, которая подтверждала его права на владение Тивровом, полученные за хорошую службу его предка Германа Дашкевича от самого Витовта еще в XIV веке.

Кучманський путь рядом, городок – форпост в самой восточной части Большого княжества Литовского или Речи Посполитой, – ничего доброго эти два факта Тиврову не обещали. Только набеги, осажденния, грабежи и войны. Один из местных микротопонимов свидетельствует о человеческой памяти: брод на Бузе называется “Татарским”. Вероятно, именно тогда Тиврив начал расти не только вширь, но и в глубину: подземными ходами, некоторые из которых сохранились и поныне, жители городка убегали в окружающие леса, едва только татары появлялись у ворот.

Когда визиты восточных непрошеных гостей прекратились, город начал богатеть и развиватся. Щедрое подольское черноземье радовали роскошными урожаями пшеницы, которую экспортировали отсюда аж в Данциг.

Начало истории тивривского храма еще с 1569 году упоминаниями о деревяном римско-католическом храме, сожженным казаками во времена Хмельниччины.

Владельцы поселения изменялись. В 1590-ом году Марианна Ярошинськая как приданое дала своему мужу Себастиану Калетинському Тиврив и околице. Так поселение на долгие годы стало собственностью рода Калетинських.

В 1739 году господин Калетинський, будучи в Ченстохове, случайно купил в одной бедной женщины копию иконы Матери Божьей Ченстоховськой, и привезши ее домой, поставил в своей столовой.

В будущем году (1740) во владение Калетинського приехали художник Иван Никуленко и портной-еврей, для своих работ они разместились в столовой, где была икона. Во время работы они неожиданно заметили, что из иконы выходит необычное сияние. Это сияние потом видел и сам помещик, и местный священник, и другие. После проверки специальной комиссией под председательством луцкого епископа в 1742 г. она признана чудотворной. Историки и краеведы считают, что именно поэтому Михаил Калетинский начал в 1742 г. строить храм на месте старого, сожженного, пожертвовав на строительство, кроме материала, еще и 50 000 злотих. А за два года Тиврив получил статус города.

В то же время господин Калетинский пригласил приора винницких доминиканцев и сказал о своем желании построить при храме доминиканский монастырь. На его желание, четверо монахов были немедленно поселены при храме. Хотя господин Михаил не дожил до окончания строительства (оно было закончено в 1760р.), но перед смертью прибавил еще 50 000 злотих, в том числе 5000 злотих на госпиталь для шести неимущих старцев, остальные на содержание храма. Заканчивал строительство монастыря Захарий Ярошинский, который щедро одаривал монастыри и храмы, так, что монахи по праву называли его своим “отцом и добтодетелем».

В 1795р. царское правительство проводит перепись населения с целью вводить подушный налог. Благодаря этому мы можем узнать и о количестве монахов в Тивривскому доминиканском монастыре, который входил в состав Луцкой епархии, – были семь монахов. Общее количество прихожан по данным 1797 года представляли 1711 чел. Стоит также вспомнить и о наличии при монастыре приходской школы, которая существовала с 1812 года.

В 1832 году монастырь попадает в число 10 подольских монастырей, намеченых царским указом на закрытие, поскольку духовенство Тивривского монастыря было связано с польским восстанием против царата 1830-1831гг., а именно прятали повстанцев, которые убегали сюда через подземные ходы, которые шли из каждого села Тивривщини и с монастыря до г. Винницы под р. Буг. Подземелье было обложенное кирпичом и такое широкое, что в нем могло разминуться две колесницы.

С 1833 года храм в Тиврове становится приходским. В 1863 году к Тивривском приходе было 1564 прихожан, в 1901 году – было уже 2248 верных

Относительно внешнего вида храма, сохранился рисунок Наполеона Орди около 1871 года, который изображает храм с дворцом со стороны реки Южный Буг. На страницах журнала “Исторический вестник” в 1912 году писалось: “Когда въезжаешь в городок, в первую очередь в глаза бросается высокая острая колокольня храма, который царствует над всеми другими зданиями”.

Сын Захария выстроил рядом из монастирем большой дворец, учредил парк. Много времени город имел две архитектурные доминанты: монастир доминиканцев и усадьба Ярошинських. Были в те времена в городке несколько церквей и синагога.

Трудно поверить, что когда-то путешествующие этими краями наслаждались видом тивривським монастирем еще из переправы на Буге. Но в 1898г. случился пожар, который до основания разрушил центральную часть фасада, украшенным колоннадой, и монастырь.

istoria02

Костел, – отмечает в свою очередь известный краевед Д.В. Маликов, – базилика с двумя башнями на фасаде, и маленькой сигнатурой на гребне высокой крыши – был заметен издалека, из дороги, которая бежала между полей к крутым скалистым берегам Буга. Здесь, около переправы, где все внимание привлекала уже река и деревянный мост, и на улице, которая, не спеша, поднималась по речному склону, костел исчезал из поля зрения и появлялся уже наверху, за барской усадьбой, поражая воображение своим тяжелым, огромным видом.

Величественной роскошью выделялся когда-то интерьер храма, особенно необычным был резной амвон, который изображал аллегорический “корабль спасения”, – с мачтами, парусами и даже сетями, – макет Нойового ковчега, вырезанный из дерева варшавскими мастерами. Также за выделенные господином Михаилом средства в Польше была приобретена ценная литургическая утварь с позолотой, прекрасный 360-трубный орган. Бросался в глаза посетителям надгробие из белого мрамора, установленное супругам Чеславу и Текле из Каменских Ярошинским их сыном Генриком. Этот памятник, созданный в Риме 1856 года Петро Тегеране, изображал огромного сидячего ангела с преисполненным печали лицом, волосами, которые спадают на плече, и опущенными наземь крыльями. В руке ангел держал трубу, игра на которой должна была позвать умерших на последний суд. Под ангелом, на саркофаге, были вырезанные лица обоих супругов Ярошинских.

istoria03

Но наибольшей ценностью была чудотворная икона Матери Божьей, украшенная драгоценными камнями и многочисленными драгоценностями, каждая из которых дарилась как благодарность за исцеление. Выдающийся украинско-польский историк Антоний Иосиф Ролле писал, что в литургическое воспоминание Ченстоховськой иконы Матери Божьей в г.Тивров приходят из разных городов много паломников. Они идут из Подольской, Волынской, Киевской и других губерний, потому что икона имела способность исцелять даже тяжелобольных и калек. Много свидетельствует то что в честь этой иконы составлено народом несколько песен и молитв.

Коммунистическая власть превратила храм сначала в склад (в 1947 году), а потом, под конец 60-х годов здесь начал действовать завод пластмассовых изделий. Помещения монастыря приспособили под жилищные комнаты, и поселили людей.

Еще сегодня в нескольких из этих келий-помещений, которые не приспособлены под жилье (там нет никаких санитарных условий для проживания), – проживают люди.

istoria04

Вспомним, как выглядел горемычный храм после того, как из него “выселились” предприниматели. Здесь было тихо, страшно и пусто. Окна келий заложены кирпичом. Внутри один мусор. Наш храм – одна из тех достопримечательностей архитектуры, которая свидетельствует о том, что бывает с сакральными зданиями, когда к власти приходит атеистический тоталитаризм. Трудно представить себе более обиженный людьми храм, чем огромный подоминиканский комплекс в Тиврове. Здесь даже триллер пытались снимать (режиссер, осмотрев здание, решил, что место идеально, – искусственных декораций не нужно).

От величественной базилики сохранилось вроде бы немало, но КАК сохранилось!!! Фасаду не хватает двух высоких башен-колоколен. От сигнатуры на крыше не осталось и следа, или сохранилась сама крыша – это также вопрос… Пространство главной нави разделено пополам: вот и получили вместо храма многоэтажный завод! Кое-где, среди разрушенных колонн и обтрепанных стен, видно остатки росписи стен. Еще можно разглядеть остатки фресок на потолке храму. Это, наверное, единственно прилично сохраненный фрагмент росписи: здесь не было промышленного помещения, вот он и уцелел.

istoria05Религиозная община под руководством Конгрегации Миссионеров Облатов Непорочной Марии, желая вернуть бывший вид храма и монастыря, который нам законно передано в собственность, проводит ремонтные работы на территории и внутри объекта. Мы стремимся создать в Тиврове молодежный центр, стремясь, чтобы наша молодежь имела духовное развитие, имела возможность вместе встречаться и молиться, возростать в любви к Богу и к ближнему. .

Очень надеемся, что с Божьей помощью нам удастся возобновить красоту этого места. Нашей целью как религиозной общины в Тиврове (с помощью прихожан и многих других людей доброй воли, а также разных организаций) есть благородное дело – развивать духовность, формировать моральные ценности местного, но и не только, население, особенно детей и молодежи.

Монахи, кроме богослужений и ежедневной духовной опеки, организовывают много интересных занятий для детей, молодежи и взрослых. Еженедельно регулярно проводятся уроки религии, для желающих организуются поездки по святым местам, поездки на многодневные духовные реколекції, паломничество, и просто общее времяпровождение.

В прихожан и монашествующих много интересных планов: есть желание организовывать постоянные встречи молодежи, в монастырских подземельях планируется устроить кафе и молодежный клуб, а многочисленные кельи монастиря будут готовиться для того, чтобы была возможность принимать группы христианской молодежи, которые будут приглашаться и приезжать сюда для проведения разнообразных собраний и мероприятий, конференций, христианских встреч.

За последние годы в Тивров приезжало много волонтеров, молодые люди, студенты с Польши и Украины – работать для развития молодежного центра. Часто им приходилось выполнять даже самую тяжелую физическую работу, но трудились ребята и девушки, не жалея сил и времени, ради общего благородного дела. Хотя большинство работ по реконструкции еще впереди, однако мы уже собираемся в храме с молодыми людьми, которые ищут духовности.

Неоднократно нами организовывались в монастыре встречи для ребят-министрантов, которые участвуют в Литургических богослужениях. На такие встречи приезжали десятки ребят из разных уголков Украины.

Начиная с 2010 года летом организовывается у нас молодежный Фестиваль “Дыхание жизни”, цель которого – углубить веру молодых людей, собрать всех возле Христа в лоне Церкви – радоваться вместе. Ежегодно фестиваль собирает 250 молодых людей, среди которых молодежь из Украины, Польши, России и Италии. Возраст молодежи от 14 до 30, также приезжают семьи с детьми. Среди духовенства есть присутствующие священники, братья, сестры, семинаристы и ребята, которые только начинают дорогу монашеской жизни.

istoria06Мы имеем большую надежду, что с Божьей помощью, и молитвами Матери Божьей Тивривской, при содействии всех людей доброй воли, нам удастся возродить этот центр духовной жизни. Надеемся, что также как столетия назад – сюда будут приходить паломнические группы, чтобы молиться вместе в чудотворном месте. Верим, что заступничество Матери Божьей и поддержка Святого Духа не оставлят нас, и религиозная жизнь Тивривского прихода и молодежного центра будет развиватся в дальнейшем.